НАШИ НОВОСТИ

Ученые запускают
«машину времени»

Читать



Последние изобретения
Читать


10 самых бесполезных
изобретений,
созданных за последние
несколько столетий
(на материале газеты Таймс)

Читать

Самые удивительные изобретения
Читать


Американские ученые нашли лекарство от радиации
Читать


Нижегородский стоматолог изобрел более полусотни полезных вещей
Читать


Ученые создали жидкий биополимер, залечивающий повреждения спинного мозга
Читать


Мышиная моча поможет предотвратить теракты
Читать


Ученые научили самолеты самостоятельно "заживлять" повреждения корпуса
Читать


Аудиоформат MT9 в будущем заменит MP3
Читать


Изобретатель топлива на воде оказался шарлатаном
Читать


Заправь машину минералкой
Читать


Ещё об уникальных изобретениях
Читать



Томас Алва Эдисон и Никола Тесла – два типа мироощущения инноваторов

 

Когда мы рассуждаем о схемах инновационных предприятий, то мало задумываемся о том, что производственный процесс в них — «эзотерический». Основная работа проделывается людьми, обладающими определенным мироощущением. Мы наблюдаем только внешние аспекты, обусловленные этим производственным процессом. Но очевидно, что именно это мироощущение определяет и характер производственного процесса, и характер создаваемого инновационного продукта.

Для того, чтобы внести в этот вопрос некоторую ясность, обратимся к творчеству двух инновационных гениев — Томаса Алвы Эдисона (1847 —  1931) и Николы Теслы (1856 —  1943). Оба они обладали не только высоким уровнем дарования, но и много работали над собой для проявления этой одаренности. В результате оба были номинированы на Нобелевскую премию, правда, в разные годы и за различные достижения. Интересно, что Никола Тесла одно время даже работал в фирме Эдисона, однако этот период был непродолжительным.

Но для нас важно то, что в их инновационном творчестве явно просматриваются два отличающихся по своему характеру мироощущения. И для их выявления можно опереться на достаточное количество свидетельств, в том числе и оставленных непосредственно Эдисоном и Теслой.

«Беспокойство — это неудовлетворённость, а неудовлетворённость — первейшее условие прогресса. Покажите мне совершенно удовлетворённого человека, и я вам открою в нём неудачника». Очевидно, что эти слова Эдисона, характеризуя его «инновационную пассионарность», выходят за рамки его личного мироощущения. Можно с большой степенью уверенности предположить, что эта мысль вполне объясняет и «инновационную пассионарность» Теслы. Эта мысль носит настолько обобщающий характер, что заслуживает отдельного разговора.

Но вот следующие слова Эдисона характеризуют его кредо изобретателя. «Я не исследую законы природы и не сделал крупных открытий. Я не изучал их так, как изучали их Ньютон, Кеплер, Фарадей и Генри для того, чтобы узнать истину. Я только профессиональный изобретатель. Все мои изыскания и опыты производились исключительно в целях отыскать что-либо, имеющее практическую ценность». Последняя часть этого высказывания оформилась в девиз: «Никогда не изобретай то, на что нет спроса».

«Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса» у Эдисона вызывалась его поразительным видением того, как можно из проявления природных свойств сделать не просто работающее, а практичное изделие. Его интуиция, которой он безоговорочно доверял, была в чем-то сродни практической сметке. Это объясняет его необыкновенную наблюдательность во всем, что можно сделать здесь и сейчас, когда это сделанное заработает и сразу даст очевидную пользу (напомним, что одним из первых его изобретений было устройство, позволявшее телеграфисту Эдисону спать, когда начальник пытался проконтролировать его присутствие с другого аппарата). Характерный пример — знакомые Эдисона удивлялись, почему тяжело открывается калитка его дома. Один из них заметил, что такой гений мог бы сконструировать нечто более совершенное. Секрет объяснил сам Эдисон: «Мне кажется, калитка сконструирована гениально. Она соединена с насосом домашнего водопровода. Каждый, кто входит, накачивает в цистерну двадцать литров воды».

Нацеленность Эдисона на результат «здесь и сейчас», вместе с интуитивным ощущением практичности этого результата, объясняет тот способ работы, с помощью которого он создавал свои произведения. «Учуяв» очередное изобретение, он уже не мог остановиться. Ему казалось, что вот-вот и результат будет достигнут. Он работал по 16—18 часов, экспериментируя с различными вариациями решения задачи, пока не находил «то самое». «У меня не было никаких неудач. Я с успехом определил пять тысяч способов, которые никуда не годятся. В результате я на пять тысяч способов ближе к тому способу, который сработает» (для изобретения лампы накаливания Эдисону понадобилось поставить больше 11 тысяч опытов), «Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают». Но в этом поиске он уже не опирался на свою интуицию. Здесь он верил только очевидности. «Секрет гения — это работа, настойчивость и здравый смысл», «Гений — это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота (1 процент inspiration and 99 процентов perspiration).» Конечно, здесь сказалось и изначальное отсутствие регулярного образования. Эдисон даже не закончил школу, не говоря уж о высшем образовании. Да, он настойчиво занимался самообразованием. «Как скульптору необходим кусок мрамора, так душе необходимы знания». «Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить». Но из-за отсутствия целостной базы дальнейший процесс самообразования носил догоняющий его изобретения характер.

У Николы Теслы «неудовлетворенность — первейшее условие прогресса» вызывалась внутренним ощущением существования поразительных свойств электричества, скрытых за ясно видимыми возможностями его использования. В инновационном творчестве Теслы мы видим совершенно другую направленность интуиции: «Интуиция — это нечто такое, что опережает точное знание. Наш мозг обладает, без сомнения, очень чувствительными нервными клетками, что позволяет ощущать истину, даже когда она недоступна логическим выводам или другим умственным усилиям». В каждом найденном техническом решении Тесле было важно и само повышение чувствительности его нервных клеток в отношении ощущения истины. Первой идеей, в которую он поверил еще в студенческие годы, было применение переменных токов. Многие отговаривали Теслу от «несбыточной фантазии». И он даже почти с ними согласился: «Под воздействием авторитета профессора я на некоторое время отказался от своей идеи», «но быстро пришел к выводу, что я прав. И я принялся за работу со всем жаром и беспредельной верой юности». А в 1888 году Никола Тесла запатентовал асинхронный двигатель. Следом потянулась цепь поразительных идей, которые снискали Тесле славу «чернокнижника от науки». Ему приписывали способность вызывать землетрясения. Загадочный взрыв в бассейне Подкаменной Тунгуски в 1908 году также считали результатом его экспериментов.

Та направленность интуиции, которая была характерна для Тесла, вкупе с фундаментальным европейским образованием определили способ работы, с помощью которого он создавал свои произведения. Ощутив «нечто такое, что опережает точное знание», Тесла уже не мог остановиться и с присущей ему высокой работоспособностью глубоко и всесторонне это обдумывал. Он разрабатывал теоретические аспекты и выбирал вопросы, требующие экспериментальной проверки. И после этого «шел на результат». Но, обладая потрясающей работоспособностью, Тесла все время старался ее использовать продуктивно. И делал ставку на совершенствование своей интуиции. В этом можно увидеть объяснение его потрясающим проникновениям в возможности электричества.

За этими краткими описаниями проглядывают два заметно, если не сказать качественно различающиеся мироощущения гениальных инноваторов: Томаса Алвы Эдисона и Николы Теслы. И мы можем проследить то, как эти два мироощущения проявлялись и в понимании того, что рассматривалось их носителями в качестве инновационных продуктов, и того, как организовывалось их производство. Это важно не только в плане истории. Это важно потому, что за этими личностными мироощущениями и образом мысли и образом действия Томаса Эдисона и Николы Теслы мы видим довольно характерные типажи. А значит, в их опыте и в понимании оснований его происхождения мы можем увидеть объяснения, необходимые для решения задач инновационного производства наших дней. Ведь эти основания действительны и в настоящее время.

Первый типаж, который мы видим в Эдисоне (здесь стоит подчеркнуть, что мы не сводим его к типажу, а просто наблюдаем в нем это), решает задачи использования открытых природных свойств для создания продукта обладающего ценностью для заметного количества потребителей «здесь и сейчас». Он их не открывает, точнее не ставит себе задачу открыть. Он ставит себе задачу применить это, сделать так, чтобы устройство на основе этих свойств было не просто работоспособным, но и доступным в широком использовании. Его инновационный продукт — это конкретное техническое решение, которое делает доступными для удовлетворения повседневных нужд людей некоторые природные свойства. Его производственный процесс состоит в соединении некоторой повседневной нужды с известным природным свойством. Это соединение реализуется в устройстве, характеристики которого подбираются для обеспечения большего удобства пользования.

За этим мироощущением проглядывает венчурная схема инновационного производства. Гениальную интуицию Эдисона в ней заменяет набор проектов. Там, где Эдисон интуитивно выбирал то, что достойно проекта, «закидывается сеть», в которую что-то да попадет.

Второй типаж мы видим в Тесле. В этом случае мы имеем дело с соединением исследователя и изобретателя. Он тоже практичен. Но практичность этого типажа не носит характера «здесь и сейчас». Он уже ставит себе задачу проникнуть в существо свойств природы, чтобы понять как их «приручить». Его инновационный продукт включает в себя две составляющих. Одна из них более-менее очевидна — это принципиальное устройство, которое показывает, как стихия становится орудием, направляемым человеческой мыслью. Другая — это совершенствование интуиции, умения предвосхищать истину. Его производственный процесс состоит в выходе за границы известного и соединении этого с видимыми или ощущаемыми им потребностями людей. Это соединение также реализуется в устройстве. Однако для этого типажа в созданном устройстве важен не только показ его работоспособности, но и «обращение» к интуиции окружающих. Важно «подтолкнуть» их к шагу за... Это как рисунок № 1 из «Маленького принца».

За этим мироощущением мы видим возможность другой инновационной производственной схемы. Она не настолько понятна, как венчурная. Можно заметить, что предпринятую в СССР попытку создания научно-производственных объединений можно рассматривать как попытку реализации такой производственной схемы. Не менее интересен в этом отношении опыт лабораторий Белла.

Завершая этот материал, стоит отметить, что речь не идет о противопоставлении этих мироощущений и обусловленных ими производственных инновационных схем. Раз за ними стоят определенные типажи, которые, кстати, имеют ответные типажи и в потребителях результатов, то нет смысла их противопоставлять.

Однако, можно заметить, что есть предпосылки к их синтезу. Но это весьма непростая задача. Ведь этот синтез — не объединение организационных схем, а объединение весьма различающихся мироощущений, лежащих в их основе. А отношения между ними весьма сложные. И этого вопроса мы коснемся в следующем материале, героями которого также будут Томас Алва Эдисон и Никола Тесла, но и не только они — ведь речь идет о типажах.

Андрей Бахур, STRF.ru